г. Сергиев Посад
ул. Карла Маркса, д.7

+7 (919) 767-39-05
info [at] muzeykuhmister.ru

Фарфор Алексея Попова

Как приятно сервировать стол изысканной фарфоровой посудой, а после нежить в руках изящную чашку с горячим чаем. Кто знает, может, так в нас откликается родовая память? Ведь история русского фарфора насчитывает не одну сотню лет.

Поэтому сегодня мы посвятим рассказ ещё одному мастеру фарфоровых дел — Алексею Попову. Поповский фарфор производился с 1806 по 1870-е годы XIX века. В отличие от других фабрикантов заводы Алексея Гавриловича в основном выпускали продукцию для массового потребителя: купцов, мещан, крестьян. А главное — для трактирщиков, которым в первую очередь требовалась недорогая, прочная и привлекательная посуда. Фарфор Алексея Гавриловича угодил всем запросам. Высокой прибыли заводы достигали с помощью объёмов, а не высоких цен.

Прочность обеспечивала качественная фарфоровая масса, а привлекательность — собственная школа художников и одна из лучших в Российской империи лаборатория красок. Стиль поповского фарфора хорошо знаком и современникам. В первые годы изделия подражали фарфору из Франции, Германии и Англии. В формах преобладал классицизм, в росписях — пейзажи и сюжетные сценки, в цветах — приглушённые, деликатные тона. Однако со временем цвета становились ярче и насыщенней, а пейзажи заменили цветочные композиции. Типичный поповский чайник выглядит так: на сплошь окрашенном насыщенном бордовом фоне оставлен белый овальный участок.

Такие вставки-медальоны называются — мушелями. Центр мушели занимает яркая цветочная композиция из анютиных глазок, края же обрамляют позолоченные узоры. Помимо посуды, завод Попова славился и фарфоровыми статуэтками, посвящённые народным забавам и профессиям, описанным в баснях И. А. Крылова. По сей день такие статуэтки узнаваемы по стилю и пользуются спросом среди коллекционеров. Фарфоровый завод Алексея Попова просуществовал более полувека — вплоть до смерти основателя, а затем и его сына. После он постепенно приходит в упадок, из-за чего наследники продали его новому хозяину под ткацкую фабрику. Так началась новая история, с фарфором уже не связанная.