Когда Матвей Сидорович Кузнецов становится главой фарфоровых заводов, ему всего 18 лет. В его владении три предприятия, которые основал еще его дед и продолжил отец. От юноши такого возраста ожидают мотовство и жизнь на широкую ногу. Но не таковы были жизненные принципы рода Кузнецовых и самого Матвея Сидоровича. Так началась история российской фарфоровой империи.
Отец Матвея Кузнецова, Сидор Терентьевич, воспитывал сына в строгости. Он желал видеть в нем твердость характера, терпение и упорство в достижении цели. До 15 лет Матвей обучался на дому, после в рижском коммерческом училище.
В 1864 году Сидор Терентьевич Кузнецов умирает. Еще три года, до своего совершеннолетия, Матвей руководит заводами под попечительством трёх зятьев. Но уже в 1870 году, в возрасте 24 лет, Матвей Сидорович открывает новую фаянсовую фабрику и начинает расширение бизнеса. К концу ХIХ века Матвей Кузнецов владеет уже 18 предприятиями. Все они объединены в «Товарищество производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М. С. Кузнецова».
Среди ассортимента каждый мог найти себе вещь по вкусу. Для крестьян и горожан фирма предлагала «агашечный» фарфор — быстро расписанный подушками пальцев. Сословию предпринимателей предлагалась посуда с золотым нутром или полунутром: чашки и тарелки в таких наборах были покрыты золотом. Для аристократических семей, в том числе императорской, фирма производила штучные наборы. Кроме этого фабрики «Товарищества...» выпускали церковную атрибутику, отделку для зданий, изразцы, сантехнику и даже фарфоровые предметы для электропроводки.
Помимо коммерческого таланта, Матвей Сидорович Кузнецов обладал еще и большим сердцем. В своих фабричных поселках он строил церкви, школы и больницы, спортивные плацы, бани и библиотеки. В деревне Кузнецово Тверской губернии была даже специальная касса «невест» и ботанический сад.
Не удивительно, что такое сочетание деловых и человеческих качеств, сделало имя Матвея Сидоровича Кузнецова известным и сегодня. А фарфор его заводов и по сей день обладает художественной и исторической ценностью.