Женские журналы — это глянцевые томики с яркими фотографиями, рекламой и пробниками кремов. Так звучит самый распространенный стереотип о женской прессе. В действительности, ее история не так однозначна.
К примеру, первый модный журнал был основан мужчиной для мужчин. «Галантный Меркурий» выходил с 1672 года во французском Леоне. Первый номер открывало описание свадьбы короля Испании Карла II и принцессы Марии-Луизы Орлеанской. К статье прилагалась гравюра, которая в деталях изображала наряд новобрачной. Издание читал даже король Людовик XIV.
Журнал исключительно для женской аудитории появляется лишь шестнадцать лет спустя. Его содержание опиралось на представления того времени о роли женщины. Издание было призвано «ответить на самые очаровательные и занимательные вопросы, касающиеся любви, замужества, стиля поведения, одежды и женского юмора».
В России женская периодика выпускается с 1779 года. И если европейские журналы чаще пестрели модными картинками, русские должны были «доставить прекрасному полу приятное чтение в свободные часы». Поэтому, помимо прочего, издатели включали в выпуски поэзию, переводную прозу и анекдоты. С середины XIX века начинают появляться отдельные журналы для девочек, женщин, или посвященные шитью, рукоделию, а также развлекательные, литературные, общественно-политические и модные издания. Среди них журналы «Рассвет», «Женский вестник», «Друг женщин», «Русская хозяйка», «Модный свет», «Модный магазин», «Русский базар» и другие. Постепенно и авторы сменились с мужчин на женщин. Ведь женщинам писать для женщин гораздо проще.
С приходом советской власти общественная роль женщины изменилась. С ней изменились и женские журналы. Чем больше набирали обороты капитализация, технический прогресс и женское образование, тем больше политики появлялось в женской прессе. Изменились даже названия изданий. На смену «Журналу для милых» и «Дамскому журналу» приходят «Работница», «Женский вестник» и «Союз женщин».
Однако с развалом Советского Союза представление о женщине, как о хранительнице домашнего очага, снова набирает силу. В том числе и в журналах. Но в отличие от предшественников из XVIII века, новые издания объединили в себе несколько типов женской периодики. Теперь в журнале мод можно найти и статью о выборе губной помады, и о том, как удачно пройти собеседование.
В этом виде женская пресса существует до сих пор. Но поскольку ее развитие напрямую связано с социальным статусом женщины, остается гадать, какие изменения ждут ее и нас в будущем.