Вместе с балалайкой, матрёшкой и шапкой-ушанкой самовар — это один из самых узнаваемых в мире русских предметов. Но знаете ли вы, что изобрели его вовсе не в России?
Предок самовара — аутепса. В ней нагревали воду ещё древние римляне. Правда, делать это было не так удобно: у аутепсы не было крана. Нутро сосуда делилось на две части: одна — для воды, вторая — для горячих углей. Когда вода закипала, её приходилось вычерпывать.
Надо сказать, что преимущество у этой конструкции тоже было: летом половину для угля заполняли льдом и пили охлаждённые напитки. Как из Древнего Рима самовар добрался до России, никто не знает. Зато сохранилась история о начале его производства в промышленных масштабах. Первым это сделал тульский промышленник Демидов, который привёз первую самогреющуюся конструкцию из путешествия на Урал. Через 77 лет после Демидова потоковое производство самоваров в Туле подхватили братья Лисицыны.
С тех пор этот город считается самоварной столицей. Первые самовары были жаровыми, то есть «на дровах». В трубу, которая пронизывала конструкцию насквозь, закладывали горящие опилки, щепки, сухой мох, шишки или уголь. Сверху ставили вытяжную трубу, чтобы дым не беспокоил гостей. Пламя раздували через отверстия в шейке — нижней части самовара. Заварочный чайник выбирали фарфоровый. В крайнем случае — фаянсовый. Чтобы заварка получилась насыщенной, чайничек сперва обдавали кипятком для прогрева. Когда же чай разлит, заварник оставляли под «бабой» — куклой, сохраняющей тепло. Если куклы не было, чайничек водружали на самовар, чтобы тот поддерживал температуру заварки своим жаром. Уже в начале XIX века появляются самовары с резервуаром для керосина — для тех, кто не любит разводить огонь на дровах.
Ещё позже, в Советском Союзе, распространились электрические самовары. А в наши дни популярны комбинированные модели, которые могут нагреть воду и с помощью дров, и с помощью электричества. Как и двести лет назад они производятся в Туле. Так что если холодными вечерами захочется почаёвничать, дело за малым.