«Если вся ценность дорогих вещей заключается во множестве бриллиантов или жемчуга, то они мало меня интересуют», — говорил Карл Фаберже. Услышать эту фразу от автора роскошной пасхальной серии яиц-сувениров удивительно. Однако именно благодаря такой свободе мысли она и появилась.
Когда 26-летний Карл возглавил компанию отца, ассортимент мастерской поначалу не изменился. Однако скоро фирма стала выделяться — и недаром. Закончив образование, Карл совершенствовал искусство в Европе, где посещал международные выставки. Там он приглядывался к новому стилю модерн, а еще к талантливым ювелирам, которых позже приглашал к себе работать.
В 1882 году Карл впервые участвует в престижном соревновании — Всероссийской промышленно-художественной выставке. Он выставляет образцы современного ювелирного искусства, которые приносят ему золотую медаль. А еще знакомство с главным заказчиком жизни — Александром III. Для его семьи Карл будет творить следующие 32 года.
Это было началом расцвета. Через несколько лет в мастерской Фаберже трудилось уже 500 мастеров. За все время они создали 250 тысяч ювелирных изделий. В том числе пасхальные яйца-сувениры, знаменитые миру не меньше, чем русский балет.
Верный себе, Фаберже использовал в работах и драгоценные, и поделочные камни. А золото и серебро соединял с эмалями. Ассортимент был настолько велик, что среди клиентов были венценосные семьи мира и простые горничные. Мастерская производила украшения, портсигары, рамки для фотографий, флаконы для духов, драгоценные безделушки и многое другое. Независимо от цены художественная ценность работ всегда была высокой.
Мастерская Фаберже — это признак эпохи. Для нее она творила, с ней же и погибла. После Октябрьского переворота новая власть уничтожила и предприятие, и его главных клиентов. Фаберже с семьей по подложным документам бежали из России в Германию, затем в Швейцарию. Через два года после эмиграции ювелир скончался в Лозанне и был похоронен на кладбище Гран-Жас в Каннах.